Перейти к содержанию

При поддержке Ростуризма в первой декаде июня состоялся пресс-круиз по Волге

Со 2 по 9 июня по маршруту «Москва – Самара» проходил информационный тур, организованный для журналистов несколькими региональными туристскими администрациями – участниками Волжского соглашения о сотрудничестве в сфере туризма, при поддержке Ростуризма. С учетом того, что представители целого ряда ведущих федеральных и некоторых зарубежных СМИ совершили недельную поездку на комфортабельном трехпалубном теплоходе, правильнее называть этот беспрецедентный тур пресс-круизом. Но прежде чем рассказывать об этом событии, следует для начала напомнить вкратце об истории возникновения самого «Волжского соглашения». Основа данного объединения была заложена три года назад в Самарской области. Именно тогда три поволжских региона – Республика Татарстан, Ульяновская и Самарская области – с целью повышения конкурентоспособности туризма в Среднем Поволжье подписали Соглашение о сотрудничестве. Это соглашение стало первым официальным документом в истории туристической отрасли Российской Федерации, в котором говорилось о выработке единой политики, продвижении турпродукта и тесном взаимодействии между регионами.   Спустя год к трем регионам присоединилась Республика Чувашия, а 28 июня 2010 года, в рамках организованного Федеральным агентством по туризму совместно с правительством Ульяновской области Всероссийского совещания «Межрегиональное сотрудничество в сфере туризма» к «Волжскому соглашению» присоединились еще четыре региона – Республика Марий Эл, Нижегородская, Пензенская и Саратовская области. Таким образом, в российском туризме появилась своя «Большая восьмерка» или G8, если учесть то обстоятельство, что главной объединяющей силой стала в данном случае Волга. Весьма символично, что именно там, где эта великая русская река разливается наиболее широко (до 42 км), где от берега к берегу перекинут самый длинный в России мост, в самом сердце Поволжья – Ульяновске и состоялось подписание этого важного документа. Проект создания нового мощного межрегионального туристического бренда, который изначально имел рабочее название «Большая Волга», а ныне переживает стадию активного ребрендинга, направлен в первую очередь на создание нового конкурентоспособного турпродукта и его эффективное продвижение как на внутреннем, так и на международном рынке. Пресс-круиз по Волге, в свою очередь, стал первым серьезным промо-мероприятием объединения, организованным по инициативе Департамента туризма Самарской области, который в следующем году примет эстафету координатора в рамках Волжского соглашения у Республики Татарстан. Параллельно на борту теплохода «Президент» по маршруту пресс-круиза проходила круиз-конференция, организованная Российским союзом туриндустрии. Пресс-круиз начался на Северном речном вокзале Москвы, где его участников приветствовал исполняющий обязанности Руководителя Ростуризма Александр Радьков. Участники Волжского соглашения преподнесли ему символический подарок – сундук с «картой сокровищ» главной российской реки. Богатствами, отмеченными на карте, оказались уникальные культурные и исторические объекты и памятники природы. Александр Радьков поблагодарил организаторов, подчеркнув, что речной круизный туризм – одно из наиболее востребованных и перспективных направлений в нашей стране. Руководитель компании «Самарские путешествия» Дмитрий Воропаев провел для главы национальной туристской администрации небольшую экскурсию по основным палубам круизного теплохода, во время которой представил Александру Радькову основную информацию о состоянии речного круизного туризма в целом по стране. Исполняющий обязанности руководителя Ростуризма воспринял эту информацию с большим интересом, отметив, что большинство проблем в данном сегменте носят ярко выраженный межведомственный характер и решаться должны также на уровне скоординированных усилий всех заинтересованных государственных органов и частных структур. «Именно по инициативе Ростуризма четыре года назад в Нижнем Новгороде состоялся семинар, посвященный проблемам и перспективам развития речного круизного туризма в России, – напомнил Александр Радьков. – И мы со своей стороны, несомненно, будем и в дальнейшем самым серьезным и активным образом содействовать развитию этого вида туризма!» Однако развитием круизного туризма по Волге, равно как и маркетингом как таковым, цели и задачи регионов – участников Волжского соглашения далеко не исчерпываются. На протяжении всего пресс-круиза представители национальной и региональных туристских  администраций, СМИ и туроператоры неоднократно проводили презентации «круглые столы», и устраивали импровизированные диспуты на различные темы, касающиеся перспектив нового проекта. В частности, руководителем пресс-службы Ростуризма был представлен национальный мультимедийный портал Welcome2Russia.ru, вызвавший большой полемический интерес. В процессе диалога выяснилось, что ранее попытки создания подобного единого портала, позиционирующего Россию как туристическую дестинацию, предпринимались в том числе и отдельными туристическим компаниями, однако не увенчались успехом. Участники презентации выразили готовность содействовать развитию этого важнейшего проекта. О планах и основном содержании деятельности участников Волжского соглашения рассказал в ходе одного из «круглых столов» руководитель департамента развития туризма министерства спорта, туризма и молодежной политики Самарской области Михаил Мальцев – главный инициатор и вдохновитель идеи проведения пресс-круиза. Он обратил внимание на то, что неправильно напрямую увязывать данное объединение с понятием туристического кластера, применительно к Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в России до 2018 г.» – Речь идет не о кластере, поскольку таковые могут создаваться на территории каждого из субъектов Российской Федерации, входящих в Волжское соглашение, – заметил Михаил Мальцев. – Во главу угла ставится объединение наших усилий с целью осуществления совместных маркетинговых усилий и продвижения нового турпродукта. Отнюдь не только круизного, но и автомобильного, например, а также разного рода комбинированных туров. Между отдельными регионами такие туры уже не первый год формируются. Хочу также напомнить о том, что одновременно с Волжским соглашением возникло и подобное объединение на уровне туристско-информационных центров. Не случайно, в пресс-круизе принимает участие генеральный директор информационно-туристического портала volgatourism.com (Республика Чувашия) Иван Иванов. Обращаясь теперь непосредственно к маршруту пресс-круиза, следует сказать, что он был составлен с учетом перспектив значительного расширения в обозримом будущем самого Волжского соглашения. В этом смысле вынужденный ребрендинг (бренд «Большая Волга» оказался уже зарегистрирован одной частной компанией) имеет свои положительные стороны. Не исключено, что вскоре к Волжскому соглашению присоединятся Углич, Мышкин, Ярославль и Плес, так понравившиеся всем участникам круиза. Теплоход стоял у причала этих удивительно красивых и самобытных городов буквально 2-3 часа, но даже этого короткого времени хватило, чтобы проникнуться очарованием каждого из них. Независимо от размера и количества жителей. Скажем, крохотный Плёс с населением в 2,5 тысячи, может дать фору в развитии туризма целому ряду городов-миллионников. Многое зависит от отношения местных властей к значимости туристической отрасли. В то же время никак нельзя согласиться с излишне категоричной и неоправданно прямолинейной оценкой, прозвучавшей после пресс-тура в отдельных туристических СМИ, что сам круиз нужно рассматривать как «способ определить отношение регионов к туризму». Потому что в этом контексте необходимо учитывать множество факторов, начиная от места и значения сферы туризма в общей управленческой структуре, масштаба региона,  и заканчивая сугубо личностными факторами. Ярким примером тому является сравнение в данном контексте положения дел в Чувашской республике и Нижегородской области. Последняя находится сегодня в условиях административного реформирования сферы туризма, что всегда сопряжено с известными трудностями переходного периода. Несмотря на это, заместитель министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Владимир Селезнев за короткое время сумел не только ярко и убедительно продемонстрировать успехи туристического развития своего региона (к слову, еще недавно – в отличие от Чувашии –совершенно закрытого по причинам военно-оборонной значимости), но и в лучших традициях российского гостеприимства пожертвовать несколькими часами воскресного выходного дня ради открытого и неформального общения с журналистами и туроператорами.   Ну а неприглядность нижегородской набережной, как и находящейся рядом с ней Рождественской улицы, лежат на совести городских, а не областных властей. Нельзя в этой связи не упомянуть  туристическую неказистость и навигационную немоту Северного речного вокзала столицы России – ни много, ни мало «порта пяти морей» и визитной карточки не только Москвы, но и всей круизной России… Как бы то ни было, главной целью пресс-круиза было искреннее стремление впервые познакомить представителей СМИ, а с их помощью и широкую аудиторию потенциальных путешественников с теми возможностями, которые открывает перед ними Волга. Разумеется, за 2-3 часа стоянки, особенно в условиях случавшегося выхода из графика (как это было в Казани), показать даже малую часть основных достопримечательностей было чрезвычайно трудно. Однако ответственные сотрудники и руководители региональных туристских администраций Ярославской, Ивановской, Нижегородской, Ульяновской и Самарской областей, Республики Татарстан, все без исключения, показали главное – огромное желание и заинтересованность в устойчивом и системном развитии туризма в своих регионах. Даже имея в виду важнейшие спортивные приоритеты, примером чего является Татарстан, ударными темпами готовящийся к проведению Всемирной Универсиады. Тем не менее, туризм здесь вовсе не находится в тени масштабного спортивного форума, как это представляется поверхностному взгляду. Так, под личным патронатом бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева находятся Свияжск и Болгар – чисто туристические и по-настоящему грандиозные проекты. Да и министерство по делам молодежи, спорта и туризма Республики Татарстан, возглавляемое Рафисом Бургановым, также нашедшим в своем плотном графике время для общения с участниками круиза, уже сейчас серьезно прорабатывает направления развития туризма после Универсиады. И спорт в данном случае не просто эффективно работает в связке с туризмом, но работает на туризм, потому что даже самое яркое спортивное событие очень кратковременно, а туристская инфраструктура постоянно приносит доход. Об этом шла речь и на заключительной пресс-конференции в Самаре – конечном пункте пресс-круиза. Но вначале министр спорта, туризма и молодежной политики Самарской области Сергей Бамбуров рассказал на ней о том, что область может предложить сегодня любознательному туристу. В год празднования во всем мире 50-летия со дня первого полета человека в космос, Самара престает как на один из крупнейших космических центров. Поскольку именно в этом городе (ранее называвшемся Куйбышевом) были произведены ступени ракеты-носителя «Союз», которые вывели в космос первую ракету с человеком на борту. Забегая вперед, скажем, что экскурсия в музей и цеха легендарного ЦСКБ «Прогресс» произвела на всех участников круиза сильнейшее впечатление. Грушинский фестиваль, «Рок над Волгой», GES fest, «Барабаны мира» – все эти музыкальные события-бренды Самарской области способны достойно конкурировать с казанским фестивалем «Сотворение мира» Андрея Макаревича, который пройдет в этом году 25 июня. Партнерство в конкуренции – наверное так можно сформулировать парадоксальную формулу Волжского соглашения, являющуюся залогом успешного развития этого крупнейшего в современной России и очень перспективного межрегионального бренда. У каждого региона своя программа и свой бюджет, применительно к сфере туризма. Но объединив усилия, можно выиграть сразу на многих направлениях – как командой, так и индивидуально.

Замечательно, что такое понимание обретает зримые и конкретные формы, одной из которых и стал теперь пресс-круиз по Волге. Подводя итоги, его организаторы дружно сошлись в необходимости продолжить это начинание. Первый блин удался на славу, и продолжение должно последовать, хотя, скорее всего, уже в несколько другом формате.

Недавние