Перейти к содержанию

Интервью Руководителя Ростуризма Александра Радькова радиостанции «Голос России» 29 сентября 2012 года

Гость в студии «Голоса России» — Александр Васильевич Радьков, руководитель Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации.Интервью ведет Андрей Ильяшенко.

Ильяшенко: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. 27 сентября — Всемирный день туризма. В первую очередь туризм, конечно, ассоциируется с долгожданным отпуском, зарубежными поездками, новыми впечатлениями, новыми знакомствами.Однако туризм — это серьезная отрасль экономики, причем для некоторых стран, в том числе весьма развитых, эта отрасль довольно важна. Об этом мы бы хотели поговорить с Александром Васильевичем Радьковым, руководителем Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации.

Добрый день, Александр Васильевич, и наш первый вопрос: зачем России, довольно развитой в индустриальном плане стране, развивать такую сферу, как туризм? Мы ведь знаем, что приняты определенные государственные программы, направленные на развитие туризма — въездного, внутреннего. Чем вызвана такая необходимость?

Радьков: Именно потому, что Россия — экономически развитая страна, есть огромная потребность и необходимость развивать туризм. Это важно и для экономики страны, и с точки зрения социальной значимости туризма. Во-первых, почему это важно для экономики страны? Нужно понимать, что в сферу туризма вовлечены очень многие секторы экономики. Это и проживание, и транспорт, и сфера услуг, развлечений, и сфера общественного питания. Косвенно роль туризма, вклад во внутренний валовый продукт (ВВП) России составляет сейчас порядка 6 процентов, это по данным независимых зарубежных экспертов. Недавно мы получили данные исследования очень уважаемой авторитетной организации в мире — Всемирного совета по туризму и путешествиям, в котором говорилось о роли туризма для России. По их оценкам, порядка 6 процентов — вклад туризма в ВВП страны и порядка 4 миллионов рабочих мест, которые прямо или косвенно создает туризм.

Мы подходим ко второй значимой роли туризма — это социальный фактор, это новые рабочие места. Нужно понимать, что для многих регионов РФ, в частности для многих депрессивных районов, туризм может стать палочкой-выручалочкой.

Ильяшенко: Есть еще такой момент, по крайней мере, другие страны его достаточно широко используют: это вопросы имиджа страны за рубежом. Насколько существенен фактор туризма для пропаганды России как крупной культурной державы с огромной историей, с огромным вкладом в мировую культуру и историю?

Радьков: Культурная мотивация, культурно-познавательный туризм является одной из главных причин приезда иностранцев в Россию. Нам очень сложно конкурировать в сфере пляжного туризма, допустим, с Турцией, Италией, Грецией в силу того, что у нас очень короткий пляжный период, и понятно, что эта сфера не будет столь конкурентоспособной. Все-таки иностранцы сюда приезжают за впечатлениями, за самобытностью, за тем, что называется «русской душой». Конечно, культурно-познавательный туризм играет одну из важнейших ролей с точки зрения продвижения имиджа России.

Но нужно понимать, что имидж России — это комплексная задача. Ее невозможно решить только силами туристской администрации. Здесь задействованы и Министерство культуры, и Министерство иностранных дел, потому что это продвижение русской культуры, русской ментальности, русского языка. Это сложная комплексная задача.

Ильяшенко: Но зато туризм позволяет не понаслышке познакомиться, а пощупать своими руками.

Радьков: Совершенно верно. Мы проводили силами ученых НИУ «Высшей школы экономики» опрос среди иностранцев, которые приезжали в Россию и были в Москве и Санкт-Петербурге. Он проводился среди иностранцев из более чем 30 стран.Задавалось несколько вопросов, в частности: каковы ваши впечатления о России, хотите ли вы снова приехать? Более 80 процентов изменили мнение о нашей стране в лучшую сторону. И более 90 процентов сказали, что будут рекомендовать ее для поездки своим друзьям.

Ильяшенко: Это очень важно.

Радьков: Это говорит о том, что есть определенные стереотипы понимания России на Западе, за рубежом, есть некая инерция. Когда люди сюда приезжают и видят своими глазами, что здесь по улицам не ходят медведи, что это высокоразвитая страна, дружелюбный народ, хорошая инфраструктура, высококлассная (во всяком случае, в крупных городах наши гостиничные стандарты ничем не уступают лучшим мировым брендам), конечно, они меняют свое мнение о стране в лучшую сторону...

Недавние