Перейти к содержанию

Чемпионат мира по футболу FIFA 2018

Основным событием, которое повлияло на развитие сферы туризма в 2018 году, стал Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 (далее-ЧМ-2018), проходивший в 11 городах (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Казань, Самара, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Волгоград, Саранск).

Города-организаторы Чемпионата мира по футболу в период проведения матчей суммарно приняли 6,8 млн гостей, среди которых более 3,4 млн – иностранцы.

11 городов проведения матчей суммарно в 2018 г. приняли более чем на 40% туристов больше, чем за аналогичный период 2017 года. Въездной турпотокв период ЧМ-2018 вырос в этих городах более чем на 50%.

В результате ЧМ-2018 изменился состав туристского потока. Россию за период Чемпионата мира  по футболу посетили граждане более 200 стран мира, при этом 8% иностранных посетителей матчей являлись гражданами США, 5% – гражданами Германии,  а 4% – гражданами Бразилии. Интересно, что в Россию приехало большое количество посетителей из стран, команды которых не прошли отборочные туры, например, граждане Израиля, Китая, Канады, ОАЭ и Индии.

Суммарный эффект Чемпионата мира по футболу на ВВП России за 2013–2018 гг. составил 952 млрд руб., или около 1% годового ВВП России. Приток туристов в период ЧМ-2018 обеспечил вклад в 201 млрд руб. в ВВП страны в 2018 г., что составляет 21% общего эффекта от проведения турнира.  В пятилетней перспективе влияние ЧМ-2018 оценивается в 150–210 млрд руб. в год,что сопоставимо с эффектом, наблюдаемым во время подготовки и проведения чемпионата.

В рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 проведена работа по формированию благоприятных условий для приема болельщиков на объектах транспортной инфраструктуры, в коллективных средствах размещения, на предприятиях общественного питания, на туристских объектах, по обучению персонала индустрии гостеприимства, гидов-переводчиков, разработке специальных туристских маршрутов, программ, экскурсионного обслуживания, культурных, развлекательных и образовательных мероприятий

для болельщиков, установке туристской навигации, созданию служб информирования и поддержки гостей, проведение информационно-пропагандистских кампаний, нацеленных на популяризацию туристских возможностей, созданных в городах-организаторах.

Расширен и обновлен гостиничный фонд. Ростуризм как ответственный соисполнитель по программе подготовки к ЧМ-2018 полностью выполнил обязательства по строительству за счет внебюджетных средств и вводув эксплуатацию гостиниц в городах-организаторах мирового футбольного первенства. В 6 субъектах Российской Федерации (Волгоградская, Ростовская, Самарская, Нижегородская, Калининградская области и Республика Мордовия) построены и введены в эксплуатацию 20 новых отелей.

Построенные гостиницы, преимущественно категории «четыре звезды»и «пять звезд», функционируют под управлением крупных международных сетей. Общий объем номерного фонда составил 2556 номеров. Все объекты размещения построены за счет внебюджетных источников финансирования.

В целях информационной и организационной поддержки деятельностипо размещению и обслуживанию болельщиков и гостей Чемпионата в городах-организаторах игр действовали Центры размещения и обслуживания болельщиков и гостей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

Эти центры предоставляли гостям ЧМ - 2018 информацию, где можно поселиться, каким транспортом добраться, какие экскурсии посетить, какие достопримечательности есть в городе.

Кроме того, Центры обеспечивали работу «call – центров» по вопросам размещения и обслуживания, а также автоматизированных информационных стоек и информационных пунктов и т.д.

В соответствии с Планом мероприятий по продвижению Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года разработано более 100 туристских маршрутов для гостей и болельщиков в субъектах федерации, принимающих игры Чемпионата, сформированы перечни объектов посещения и услуг по каждому городу-организатору игр Чемпионата.

Благодаря сотрудничеству Ростуризма с Mail.Ru Group эти маршруты были заведены в мобильное картографическое приложение maps.me, пользователями которого являются более 90 млн человек по всему миру.

В целях развития и продвижения туристского потенциала Российской Федерации в 2019 г. Правительством Российской Федерации утвержден Комплекс мероприятий по развитию туризма в городах-организаторах Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, предусматривающий реализацию мероприятий, направленных в том числе на развитие инфраструктуры туризма и объектов наследия чемпионата, дальнейшее использование спортивной инфраструктуры, спортивных и физкультурных мероприятий для развития туризма, создание на территориях спортивных объектов музеев (истории спорта, тематических музеев по видам спорта)  и т.д.

Кроме того, ежегодно на территории регионов-участников первенства проводится  ряд мероприятий, направленных на продвижение туристского потенциала  на внутреннем и международном рынках, в том числе событийной направленности, проведение которых является эффективным инструментом привлечения туристов и драйвером развития туристских территорий. Среди них можно отметить: Международный фестиваль фейерверков «Ростех» (г. Москва), Фестиваль еды «Вкусная Казань» (Республика Татарстан), международный фестиваль барбекю и фестиваль уличного искусства «Стенограффия» (г. Екатеринбург), футбольные матчи (Россия - Сан-Марино,  Россия - Сербия)в рамках отборочного турнира  на Чемпионат Европы по футболу 2020 года (Республика Мордовия) и многие другие.

Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 обеспечил для российской туристской отрасли долгосрочный эффект. Его наследие продолжит работать, способствуя росту внутреннего и въездного турпотоков.

Недавние