Перейти к содержанию

Ростуризм и Рособразование - совместная работа в сфере подготовки кадров для индустрии туризма и сервиса

Основными докладчиками по этому вопросу выступили Заместитель руководителя Ростуризма Натэла Шенгелия и Заместитель руководителя Рособразования Евгений Бутко. В настоящее время в Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается динамичное развитие сферы туризма, растет инвестиционная привлекательность этого бизнеса. Активизация этого сектора российской экономики определяет возросшее внимание к подготовке кадров для отрасли: 456 профессиональных учебных заведений готовят кадры для сферы туризма. Быстро растущий спрос на туристские услуги вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах. В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, к 2015 году количество гостиниц должно достигнуть 13-14 тысяч. В начале своего выступления Заместитель руководителя Ростуризма Натэла Шенгелия поблагодарила руководство Рособразования за то, что специальный вопрос на коллегии посвящен проблемам подготовки кадров для сферы туризма и за сотрудничество в этой области. Это характеризует значимость и актуальность данной темы для обоих ведомств.Обращая внимание участников заседания на необходимость системного подхода к выработке конкретных решений, Натэла Шенгелия отметила основные проблемы, связанные с подготовкой кадров для сферы туризма. Прежде всего, это диспропорции в количестве выпускников учебных заведений различного уровня в части востребованности на туристском рынке: переизбыток кадров с высшим образованием и недостаток специалистов со средним профессиональным образованием в гостиничной отрасли, недостаточный уровень качественной подготовки выпускников профильных вузов. Для решения существующих проблем по инициативе Ростуризма в 2005 году был создан Межведомственный экспертный совет по подготовке кадров в сфере туризма. В его состав вошли руководители ведущих учебных заведений, организаций туриндустрии: гостиниц, туроператоров. На регулярно проводимых заседаниях Совета обсуждались вопросы совершенствования деятельности учебно-методического объединения (УМО) по специальностям сферы туризма, рейтингования профильных учебных заведений, установления более тесных контактов между работодателями и образовательными учреждениями, эффективности создания тренинговых гостиниц и на основе этого приближения содержания обучения к потребностям рынка, повышения качества учебно-методической литературы по туристским специальностям. Большое внимание уделяется вопросам приведения существующих образовательных стандартов в соответствие с квалификационными требованиями для работников туристской индустрии. В рамках деятельности Межведомственного экспертного совета предпринимаются соответствующие действия, направленные, прежде всего, на приближение уровня и качества образования в профильных учебных заведениях к требованиям, адекватным потребностям работодателей.В преддверии проведения Олимпиады-2014 деятельность Экспертного совета должна быть направлена на выработку новых подходов к подготовке высококвалифицированных кадров, соответствующих международным требованиям и отвечающих увеличивающимся потребностям туристской индустрии. Для этого – с учетом увеличения численности подготовки специалистов начального и среднего профессионального звена на Юге России предстоит разработать и внедрить специальные образовательные программы для подготовки и повышения квалификации работников туристской индустрии Сочи. Требуется также обратить внимание на вопросы подготовки кадров в условиях функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного характера. Здесь потребуются специалисты, помимо традиционных направлений туристской деятельности, в смежных отраслях.На последнем заседании Экспертного совета была рассмотрена Концепция проведения ежегодного Всероссийского межвузовского конкурса наиболее значительных студенческих проектов в сфере туризма, отображающих профессиональные качества будущих специалистов. Федеральное агентство по туризму считает необходимым проведение данного конкурса, особенно в свете предстоящей Олимпиады-2014 с перспективой придания ему начиная с 2009 года статуса общероссийского.Пути решения основных проблем подготовки кадров для сферы туризма регулярно обсуждаются на научно-практических конференциях с участием представителей Ростуризма и Рособразования, руководителей ведущих профильных вузов, с привлечением иностранных специалистов-экспертов. Обмен опытом в решении всех проблем позволяет поднять важнейшие вопросы на межрегиональный уровень. В заключение своего выступления Натэла Шенгелия отметила: «Нерешенных вопросов в сфере подготовки кадров для туристской индустрии еще достаточно и не всегда их решение зависит от Ростуризма и Рособразования, однако мы намерены не упускать эту проблему из своего внимания, учитывая исключительную важность уровня подготовки кадров для развития отечественного туристского рынка. Подготовка кадров для индустрии гостеприимства, соответствующих международным требованиям, - процесс не быстрый. Только совместными усилиями мы можем добиться успехов по всем начатым и планируемым направлениям деятельности».С докладами по вопросу подготовки кадров для индустрии гостеприимства выступили Ректор Российского Государственного Университета туризма и сервиса Александр Федулин, Генеральный директор московского бизнес-отеля «Татьяна» Татьяна Гостенина,Ректор Российского нового университета Владимир Зернов. Заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина обратил внимание участников заседания на важность практико-ориентированного образования: профильные учебные заведения должны уделять особое внимание реальному взаимодействию с отраслью, если они действительно хотят готовить востребованных специалистов.Вице-президент Ассоциации Туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович еще раз подчеркнул, что российские туроператоры заинтересованы в профессиональных кадрах и многие проблемы, особенно в гостиничной сфере, связаны именно с непрофессионализмом. Туроператоры готовы на глубокую интеграцию с учебными заведениями в организации прохождения студентами практики, преподавания спецдисциплин. Совместно со страховыми компаниями и банками рассматривается система финансирования особо одаренных студентов: выплата стипендий и оплата образования с последующим распределением таких выпускников в туристские компании. Участники заседания поддержали с учетом дополнений предложенный проект решения по вопросу подготовки кадров для индустрии туризма и сервиса.

Недавние