Перейти к содержанию

В Ростуризме прошла 3-я российско-японская конференция по туризму

19 марта 2010 года в Федеральном агентстве по туризму прошла 3-я российско-японская конференция по туризму. Российскую часть конференции представлял заместитель Руководителя Ростуризма Александр Радьков, Японскую - помощник Руководителя Японского агентства по туризму (JTA) по международным вопросам Масааки Каи.

В работе конференции приняли участие представители заинтересованных федеральных ведомств, руководители региональных органов управления туризмом, российских и японских транспортных компаний, а также ведущих российских и японских туроператоров.

Участники заседания обменялись статистическими данными по туристскому обмену. По данным Росстата, в 2008 году Россию посетило 86 237 японцев, из которых 44  435 – туристы. В 2009 году, по предварительным данным, в Россию въехало 74 159 человек, 39 269 из которых – с туристическими целями (что на 12% меньше аналогичного периода прошлого года). 

Что касается въезда россиян в Японию, то в 2008 году 139 215 граждан России посетили Японию, из них 31 857 с целью туризма. В 2009 году цифра упала до 86 317 человек, среди которых  только 23 894 – туристы (общий спад на 38% и на 25% на туристические поездки). Япония занимает 28-е место в мире по въезду туристов.

Развитие въездного туризма для России является одной из главных задач. В этой связи японский туристический рынок является весьма перспективным, поскольку Япония выдвинула программу стимулирования выездного туризма, целью которой провозглашается рост числа ежегодно выезжающих за рубеж японских туристов до 20 миллионов к 2010 году. Участники конференции обсудили вопросы взаимного продвижения турпродукта. По словам Масааки Каи, Япония рассматривает российский туристский рынок как один из ключевых. Впервые Россия включена в 2010 году в список 12 приоритетных стран для въездного туризма Японии. Япония поставила перед собой цель увеличить к 2020 году российский турпоток до 300 тысяч человек. Рекламный бюджет Японского агентства по туризму в этом году увеличился в три раза по сравнению с 2009 годом. Было отмечено, что в стране проводится маркетинговая кампания The Visit World Campaign, согласно которой  в 2010 году планируется направить средства, в первую очередь, на продвижение японского турпродукта в странах Юго-Восточной Азии и Китая, откуда наблюдается значительный приток туристов после упрощения визового режима. Во вторую очередь средства будут направлены в Европу, Россию и США. Японская Сторона планирует принимать участие в российских выставках, размещать информацию на улицах городов, организовывать пресс-туры для журналистов и туроператоров. Стороны сошлись во мнении, что в обеих странах ощущается нехватка информации по туристской тематике. Так, почти отсутствует централизованная информация  о России на японском рынке. Кроме этого, участники японской делегации поставили вопрос об указателях на японском языке в регионах Дальнего Востока, на который приходится основной турпоток из Японии. Александр Радьков подчеркнул, что для наполнения туристического информационного поля властям Японии необходимо создать специализированный веб-сайт о своей стране на русском языке. «У нас также существует план создания мультиязычного веб-портала о России, который будет работать и на японском языке, – сказал А. Радьков. – Кроме того, мы как Федеральное агентство по туризму готовы оказывать информационную поддержку японским туроператорам, осуществляющим формирование и продажу туров в Россию». Александр Радьков заметил, что Ростуризм в своей программе продвижения российского турпродукта выпускает буклеты и диски о стране на разных языках, в том числе на японском. Федеральное агентство ежегодно принимает участие в Международной туристической выставке JATA World Travel Fair в Токио. Участники японской делегации проинформировали, что ставка в продвижении японского направления в России будет сделана на гастрономический и медицинский туризм, поскольку в России популярна японская кухня, а уровень медицинских технологий в Японии очень высок. Директор туристического офиса по продвижению турпродукта Отдела международного туристического продвижения Японского агентства по туризму (JTA) Масахиде Катсумата отметил, что у японской стороны есть понимание того, что существуют такие проблемы, как языковой вопрос и визовые сложности, а также взаимный недостаток информирования о туристических возможностях обеих стран. Однако, по его словам, эти вопросы разрешимы. Замглавы Ростуризма заявил, что потенциал у российско-японского туризма очень большой, и раскрыт он далеко не полностью. Он также добавил, что реклама медицинских услуг в Японии может оказаться очень эффективной, поскольку в последние годы число наших соотечественников, выезжающих лечиться за рубеж, растёт. Большое внимание участники уделили вопросу подготовки кадров для индустрии туризма. Александр Радьков проинформировал японских представителей, что в России насчитывается более 11 тысяч средств размещения, однако ощущается нехватка профессионального персонала среднего звена при большом количестве выпускников специализированных вузов, рассчитывающих на управленческие должности в индустрии гостеприимства. Большой проблемой является недостаточное количество тренинг-отелей. Вопрос подготовки персонала стоит особенно остро в связи с проведением Олимпиады в Сочи в 2014 году, поэтому, по словам замглавы Ростуризма, Россия заинтересована в обмене опытом в сфере подготовки кадров. С Российской Стороны также прозвучало предложение задействовать ректоров профильных вузов и специалистов в образовательной сфере, чтобы совместно обсудить эти вопросы и найти пути их решения. Японская Сторона также отметила проблему с подготовкой специалистов для сферы туризма в своей стране. В Японии существует около 40 факультетов, готовящих кадры для туриндустрии, выпускники которых также часто оказываются невостребованными. Ощущается нехватка гидов на иностранном языке, в том числе на русском. Японская сторона планирует заняться решением этого вопроса в ближайшее время. На конференции выступили представители Хабаровского края, на который приходится самое большое количество японских туристов (37%). Было отмечено в этой связи, что для Хабаровска Япония является стратегическим партнёром в туризме. Участники заседания затронули тему авиасообщения. По этому вопросу выступил представитель государственного перевозчика Японии - Японских авиалиний (JAL), который отметил монополизацию на рынке авиаперевозок из Японии на Дальний Восток и обратно, которая не позволяет сделать авиаперевозки более доступными для туристов. Национальный японский перевозчик рассматривает возможность выхода на дальневосточный рынок, что, вероятно, упростит перелёты и снизит цену на билеты. В рамках повестки дня стороны обсудили визовые вопросы. Участники конференции с удовлетворением отметили, что текст Соглашения об упрощении визового режима между Японией и Россией утверждён обеими сторонами, и оно, возможно, может быть подписано уже в этом году. Референт консульского департамента МИД РФ Валентина Киреева, однако, выразила сожаление, что, по инициативе японской Стороны, упрощение визового режима пока не будет распространяться на туристов, а коснётся только предпринимателей, лиц творческих профессий и студентов. МИД России не отрицает возможности рассмотрения дополнительного соглашения, которое будет касаться также туристов. В этой связи Александр Радьков высказал предложение о возможности заключения соглашения о безвизовых поездках в составе туристских групп по аналогии с тем, например, какое действует между Россией и Китаем. Следует отметить, что для россиян виза в Японию бесплатна. Председатели российской и японской делегаций ознакомили собравшихся с разработкой Программы сотрудничества между Федеральным агентством по туризму и Государственным Агентством по туризму Японии. Как ожидается, это будет проект краткосрочного сотрудничества на 2-3 года с определением основных мероприятий. Российская сторона в ближайшее время подготовит проект и передаст его по дипломатическим каналам японской стороне. Стороны также обсудили вопросы безопасности туристов. Следующую  конференцию планируется провести в Японии в префектуре Ниигата.

Справка:

Первая Российско-Японская конференция по туризму прошла в рамках визита Президента России В.В.Путина в Японию в ноябре 2005 года. Тогда же была подписана двусторонняя межправительственная программа по укреплению сотрудничества в сфере туризма. В соответствии с Программой стороны создали постоянно действующую рабочую группу по туризму с целью реализации договоренностей глав двух государств о существенном увеличении взаимных туристских потоков.

С 2006 по 2008 года Японская сторона принимала активное участие в туристической выставке «Интурмаркет».

Недавние