Перейти к содержанию

Олег Сафонов дал интервью журналу "Инвестиции в туризм" 10 февраля 2015 г.

Олег Сафонов: «Российская туристическая индустрия сейчас переживает переломный момент»

Российская туристическая индустрия сейчас переживает переломный момент, считает руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Олег Сафонов. На пресс-конференции, прошедшей в пресс-центре Interfax, он отметил, что в стране происходят важные экономические процессы, меняется сама структура экономики, и в этой ситуации именно туристическая отрасль может стать локомотивом экономического развития, обеспечить занятость населения, развитие малого и среднего бизнеса, создать импортозамещение. «Внутренний и въездной туризм решают вопросы стабильности нашей национальной валюты, потому что создают устойчивый спрос на рубль», - считает глава Ростуризма. Через въездной туризм страна получает огромный приток иностранной валюты. А развитие внутреннего туризма способствует тому, чтобы граждане валюту из собственной страны не вывозили.

Стремительно сокращается количество наших граждан, выезжающих за рубеж. Причины – рост курсов иностранных валют и неблагоприятная политическая обстановка в мире. По данным Ростуризма спрос на выездной туризм в 2014 году уменьшился на 30-50%. Несколько сократился въездной туризм в нашу страну (точные данные Росстата будут известны в ближайшее время). Но самое главное, вырос внутренний туризм в Российской Федерации. В 2013 году количество туристов, путешествующих по нашей стране, было на уровне 32 млн. человек. В 2014 году путешественников стало больше на 30% - 41,5 млн.

Экономические процессы происходят очень быстро, почти мгновенно, но туристическая отрасль реагирует гибко. Олег Сафонов отметил рост на 25% числа туроператоров, которые занимаются внутренним туризмом. На 1 февраля 2014 года таких фирм было 2957, на 1 февраля 2015 года уже 3710. Это происходит за счет того, что туроператоры, понимая большой потенциал внутреннего туризма, переориентируют свою деятельность. «В течение прошлого года Федеральное агентство по туризму ставило перед бизнесом задачу диверсифицировать свою деятельность на внутренний туристический поток. Бизнес отреагировал», - добавил глава Ростуризма.

Туризм состоит из трех сегментов: внутреннего, въездного и выездного. Первые два способствуют развитию экономики нашей страны. Третий – нет. «Когда говорим о выездном туризме, должны понимать, что это деньги, которые вывозятся и вкладываются в экономику зарубежных стран». «Внутренний и въездной туризм – это стратегически важные направления для нас. Туризм является катализатором социально-экономического развития регионов. Это особенно важно для тех регионов, где промышленность не сильно развита». Ведь развитие туризма стимулирует развитие еще 53-х смежных отраслей, таких как транспорт, пищевая промышленность, строительство, народные промыслы и др. Причем экономический эффект бывает очень быстрый.

Олег Сафонов напомнил, что до недавнего времени у нас в стране слово «туризм» воспринималось исключительно как выезд за рубеж. Так продолжалось 24 года. Причем на поддержание этого стереотипа работала вся индустрия зарубежного отдыха. Реклама, спецпредложения, облегчения визового режима и т.д. В одной только Москве работает 48 представительств национальных туристических офисов разных стран. В результате миллионы наших граждан вывозили из России миллиарды своих кровных денег, заработанных в своей же стране, тем самым финансируя создание прекрасной туристической инфраструктуры на зарубежных курортах. Теперь России нужно инвестировать серьезные средства для того, чтобы создать такую же инфраструктуру внутри страны.

Сейчас главное конкурентное преимущество российских курортов перед иностранными – в цене (благодаря курсу валют). Чтобы наша туристическая инфраструктура оставалась конкурентоспособной в любых условиях, качество обслуживания туристов должно быть не хуже, чем за рубежом. На мировом туристическом рынке существует жесточайшая конкуренция между странами за российского туриста, и наша страна не является исключением. Россия уже вступила в эту конкурентную борьбу и сейчас получила преимущество. Туристические страны, такие как Греция, Турция, Египет заинтересованы, чтобы турпотоки из России не сокращались. Понимая, что поездки по нашей стране становятся более конкурентоспособными, интересными и эффективными, эти страны пытаются любыми способами отвлечь туристов на себя. «Наша задача в том, чтобы создать такие рыночные условия, в которых деньги наших туристов будут работать внутри страны, - подчеркнул г-н Сафонов. – Экономические показатели наглядно говорят о том, что мы успешно действуем в этом направлении. Будем продолжать наши действия, чтобы становиться всё более конкурентоспособными». Сейчас туризм развивается уже не только в давно известных туристических направлениях, таких как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Золотое кольцо, но и везде: на курортах Сибири, в Поволжье, в Крыму.

Россия – страна большая, и в ней много туристских направлений. По мнению Олега Сафонова, сейчас инфраструктура гостеприимства в таких городах как Москва, Санкт-Петербург и Сочи не только соответствует мировым стандартам, но и во многом превосходит инфраструктуру не только Греции и Турции, но и таких высокоразвитых стран как Франция и Швейцария. В других регионах, таких как Байкал и Камчатка, инфраструктура отстает. Но это точки роста. Особенно в такое время, когда в мире развивается экологический туризм. В России много заповедников, мест с нетронутой природой – все это будет особенно интересно иностранному туристу.

Руководитель Ростуризма добавил, что дешевый рубль – благоприятное обстоятельство для того, чтобы иностранцы приезжали отдыхать в Россию. Иностранным туристам сейчас очень выгодно приезжать в нашу страну. Уже наблюдается значительный рост въездного турпотока по некоторым регионам. Например, Забайкальский край и Карелия. «Важно оперативно работать, потому что изменился курс рубля к доллару. Нам нужно этот благоприятный факт для развития въездного туризма использовать на все 100%». Ростуризм нацелен на популяризацию отдыха в России по всему миру разными способами. Например, через создание сети туристических представительств за рубежом. Задача на 2015 год – три представительства: в Китае, Германии и Италии.

Источник: Инвестиции в туризм

Недавние