Перейти к содержанию

Десять красивейших станций московского метро

Московское метро давно и прочно вошло в список самых популярных туристических достопримечательностей столицы. Ведь при строительстве станций применялись уникальные технологии, самобытные архитектурные и дизайнерские решения, что сделало подземку настоящим произведением искусства. Московский метрополитен и Ростуризм подготовили рейтинг самых красивых и интересных станций, которые обязательно нужно посетить каждому гостю столицы.  

«Маяковская»

Дата открытия: 11 сентября 1938 года

Станция названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского.

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Декор станции — это настоящее минералогическое разнообразие! Угловые части выложены пластинами уральского камня орлец и садахлинского мраморовидного известняка, в оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор и шрошинский известняк из Грузии. Путевые стены облицованы мрамором и диоритом, а пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам Народного художника СССР Александра Дейнеки на тему «Сутки страны Советов».

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором сближается здесь с международным ар-деко. Проект станции мгновенно стал всемирно известным и вошел в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году проект станции был удостоен Гран-при международной выставки в Нью-Йорке. В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

В годы Великой Отечественной войны станция «Маяковская» использовалась как бомбоубежище во время авиационных налетов. Кроме того, центральный зал станции — в то время одной из самых глубоких и просторных — служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен.

«Площадь Революции»

Дата открытия: 13 марта 1938 года

Пилоны станционного зала образуют 18 (первоначально 20) арок-проходов к платформам. В нишах арок установлены 76 бронзовых фигур, выполненных в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом скульпторов под руководством М.Г. Манизера. Это своеобразная галерея образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь нашей страны, ее славное прошлое и прекрасное будущее. Прототипами этих возвышенных образов служили реальные люди: два года назад широко стала известна история легкоатлета Аркадия Гидрата — он позировал для скульптуры студента с книгой. Гидрат был перспективным спортсменом. Однако в полной мере раскрыть свой потенциал ему было не суждено: в 1941 году ушел на фронт, где пропал без вести. О месте его гибели не было ничего известно вплоть до 2001 года, и все это время родные Гидрата носили цветы во все памятные даты именно на станцию «Площадь Революции», к одной из четырех фигур студента с книгой.

Также со станционными скульптурами связано множество суеверий. Пожалуй, самое распространенное из них: потри нос собаки пограничника — и твое желание непременно исполнится. Носы, к слову, отполированы до блеска миллионами рук.

«Кропоткинская»

Дата открытия: 15 мая 1935 года

Просто, со вкусом, функционально — так можно охарактеризовать дизайн станции «Кропоткинская». Лаконичные десятигранные мраморные колонны в серо-белых тонах расположились по краям зала. Верхнюю часть колонн украшают капители, в которые вмонтированы невидимые снизу светильники. Путевые стены облицованы белым мрамором, пол выложен серым и розовым гранитом. Первоначально путевые стены были облицованы фаянсовой плиткой, а позднее были покрыты уральским мрамором.

На международных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958) макет станции отмечен Гран-при. 15 марта 1941года станции присуждена Сталинская премия 2-й степени за архитектуру и строительство.

«Новослободская»

Дата открытия: 30 января 1952 года

На «Новослободскую» нужно отправиться, чтобы понаблюдать за причудливой игрой света и тени. Особенность этой станции — 32 оригинальных витража из разноцветного стекла внутри белых мраморных пилонов, обрамленные сталью и золоченой латунью и освещаемые изнутри.

Автор художественного оформления станции — художник Павел Корин. Изюминка оформления — мозаичное панно «Мир во всем мире».

В 1992 году был открыт переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии. В 2003 году проведена реставрация витражей, люстр и торцевого панно.

«Арбатская» Арбатско-Покровской линии

Дата открытия: 5 апреля 1953 года

«Арбатская» — настоящий транспортный хаб московской подземки. С этой станции можно попасть на три другие и проделать под землей путь от Арбата до Кремля.

«Арбатскую» сразу можно узнать по пилонам, отделанным мрамором насыщенного красного цвета. Пол выложен серым гранитом. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой: верх — белого цвета, низ — черного. Пилоны и свод центрального зала украшены букетами цветов, выполненными из керамики. Освещается станция массивными бронзовыми люстрами.

Великолепный западный наземный вестибюль встроен в здание Генерального штаба Министерства обороны РФ. В его эскалаторном зале находился мозаичный портрет И.В. Сталина.

«Комсомольская» Кольцевой линии

Дата открытия: 30 января 1952 года

Проект станции «Комсомольская» принадлежит выдающемуся архитектору Алексею Щусеву.

Художественное оформление станции посвящено теме борьбы России с иноземными захватчиками и победы в Великой Отечественной войне.

Просторный величественный зал украшен высокими мраморными колоннами, увенчанными резными мраморными капителями. В оформлении станционного зала использован светлый мрамор и серый гранит. Станцию украшают барельефы и мозаичные панно из смальты и ценных камней, созданные по эскизам лауреата Ленинской премии художника Павла Корина. Пять из них изображают русских полководцев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Три панно посвящены победе в Великой Отечественной войне.

Из центра зала две группы эскалаторов ведут в переход к станции «Комсомольская» Сокольнической линии. Тематика Победы воплощена и на этом переходе: у эскалатора располагается флорентийская мозаика по эскизам П.Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамен.

«Октябрьская» Кольцевой линии

Дата открытия: 1 января 1950 года

Раньше станция называлась «Калужской», что было логично, поскольку один из выходов вел на Калужскую площадь. В 1961 году станция была переименована, а современная «Калужская» открылась только в 1974 году.

Автор станции «Октябрьская» Леонид Поляков был удостоен Сталинской премии.

Художественное оформление станции посвящено теме «Триумф победы над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне». Свод подземного зала разделен арками, у основания которых — барельефы с изображением воинов Советской армии. На пилонах,  покрытых светло-серым мрамором, укреплены светильники в виде факелов. Пол выложен красным и серым гранитом. Путевые стены облицованы плиткой кремового цвета и украшены керамическими венками с золотым орнаментом. Кассовый и эскалаторный залы также украшены барельефами с изображением боевых знамен, оружия и фанфар, а также фигурами девушек, олицетворяющими Славу.

«Воробьевы горы»

Дата открытия: 12 января 1959 года

Станция является самой протяженной в Московском метро. Длина зала вместе с подходными коридорами составляет 284 метра. Сооружена по уникальному проекту. Станционные пути и платформа расположены на нижнем ярусе метромоста. На верхнем ярусе осуществляется автомобильное движение. Мост построен в 1958 году, его длина вместе с эстакадами составляет 1179 метров (а полная длина — 2030 метров). Конструкции собраны из предварительно напряженных железобетонных элементов.

Из-за несоблюдения норм строительства метромоста, приведшего к частичному разрушению несущих конструкций, 20 октября 1983 года станция была закрыта для пассажиров. С 1986 года движение поездов осуществлялось по обходным мостам, возведенным на самостоятельных опорах по обе стороны моста. Реконструкция станции, продолжавшаяся 19 лет, завершилась 14 декабря 2002 года.

Сегодня оформление станции выполнено в современном стиле. Опоры моста, проходящие через зал, а также стены подходных коридоров облицованы белым и зеленым мрамором. Путевые стены, как и раньше, сделаны прозрачными, стекла вставлены в алюминиевый каркас.

«Парк Победы»

Дата открытия: 6 мая 2003 года

Станция «Парк Победы» — самая глубокая в Московском метрополитене. Она состоит из двух параллельных одинаковых залов. Оба зала отделаны светлым и коричневым мрамором и украшены красочными панно авторства Зураба Церетели. Панно южного зала посвящено Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, панно в северном зале — Отечественной войне 1812 года.

От центрального зала южной станции поднимается самый длинный в Московском метрополитене эскалатор (126 метров).

Выход в город возможен только из южного зала, выход с северной стороны пока только в проекте.

«Славянский бульвар»

Дата открытия: 7 сентября 2008 года

Станция располагается в районе Фили-Давыдково на пересечении Кутузовского проспекта со Старорублёвским шоссе между Кутузовским проспектом и железнодорожными путями. В перспективе над станцией будет построен дублер Кутузовского проспекта.

Визитная карточка станции — ярко-зеленые стены из мрамора «Верде Гватемала», отделанные декором из стали. Декоративно-художественное решение станции раскрывает тему «бульвара», звучащую в ее названии: в центре платформы установлены три скамьи для пассажиров с декоративными фонарями, выполненными в стиле русский модерн, а по верху путевых стен, на высоте около 3,5 метров, располагаются кованые решетки с растительным орнаментом.

«Славянский бульвар» — очень технологичная станция: над лестничными сходами расположились светопрозрачные павильоны, защищающие пассажиров от дождя и снега и оборудованные системами инфракрасного обогрева ступеней. В вестибюлях станции установлены специальные лифты, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями.

Фото: Пресс-служба Московского метрополитена

Недавние