Перейти к содержанию

18-19 апреля 2015 года в Ярославле и в Ростовском кремле прошла двухдневная конференция, на которой обсуждались практические рекомендации по развитию туристического бизнеса и формированию имиджа городов Золотого кольца России на международном туристическом рынке.

О работе конференции рассказала Марина Николаева, вице-президент Некоммерческого партнерства «МОТ «Золотое Кольцо».

– Марина, кому не жаль было потратить на работу свои выходные дни?

– Организаторами конференции, проведенной при поддержке администрации Ростова Великого, стали Межрегиональное объединение туриндустрии «Золотое кольцо», Ассоциация городов – наследников Византии и Национальная ассоциация событийного туризма. Среди участников – представители туристического бизнеса, органов власти, специалисты в сферах коммуникаций и консалтинга – в том числе коллеги из Италии, Москвы, различных регионов России. Очень интересный, профессиональный состав.

Плюс конференции – в ее прикладном характере. Уверена, что именно это привлекло участников. Ярославль и Золотое кольцо находятся в числе признанных российских лидеров в сфере событийного туризма. Но необходимо дальнейшее развитие. Поэтому мы обсуждали, как продвигать наши предложения на туристическом рынке, как проводить мероприятия. Их календарь по Золотому кольцу уже сформирован, но мы стремимся к максимальной эффективности, а для этого нужно  изучать успешный опыт и вовремя делать «работу над ошибками».

– Вы можете привести примеры таких ошибок?

– Конечно. В частности, эксперты отметили как неприемлемый «нахлест» двух событийных мероприятий: в Переславле на 12 июня планируются торжества в честь Александра Невского, а в Гаврилов-Яме – фестиваль ямщицкой песни «Страна Ямщика». Получается, что мы начинаем конкурировать сами с собой, мешать друг другу. Решено сдвинуть Гаврилов-Ямский фестиваль – это хороший праздник, и думаю, что от разведения дат дело только выиграет.

Обсудили мы и многие другие проекты – от проведения в Ярославле очередного Международного туристического форума «Visit Russia» до необходимости создания «гастрономической подложки» для всех мероприятий, связанных с празднованием дней наших городов и сел. Туристу ведь важно не только увидеть достопримечательности, но и почувствовать новое для себя место «на вкус и запах». Многие города со своими гастрономическими символами уже определились: например, в Ростове это уха, в Переславле – селедка, в Рыбинске – черничный пирог. А вот Ярославлю еще только предстоит решить, какое блюдо будет его «изюминкой» в День города.

Активная дискуссия развернулась вокруг предложения московских коллег проводить  фестиваль сувенирной продукции – одновременно и праздник, и выставку-продажу сувениров, и мастер-классы по их изготовлению. Идеей заинтересовался мэр Ростова. Действительно, ростовская финифть – великолепный пример такой продукции, имеющей многовековую историю, традиции и перспективы. Думаю, проведение в Ростове фестиваля сувениров может стать очень ярким, успешным и привлекательным.

– Сейчас не лучшие прогнозы звучат относительно круизного туризма – как и в прошлом году, из-за маловодья большим туристическим теплоходам  будет сложно ходить по Волге. Об этом вы говорили?

– К сожалению, проблему маловодья может решить только Господь Бог.  Нам же, наверное, следует пользоваться советом Дейла Карнеги: если тебе достался лимон, сделай из него лимонад.

У нас есть возможность больше зарабатывать на тех, кто все же доплывет до Ярославля. Суть в том, чтобы предложить большее разнообразие услуг – не только экскурсии, но и развлечения, интересную анимацию с местным колоритом. Точно так же мы работаем над тем, чтобы разнообразить меню теплоходов, которые обслуживает наш речной порт. Набор блюд на судах очень стандартен, консервативен, а мы постараемся предлагать отдыхающим новизну. Например, в Костроме – костромской сыр, в Ярославле – необычные виды варенья или каш.

– Гостей обычно делят на две категории – туристов и экскурсантов. Экскурсанты осматривают город, но, в отличие от туристов, не ночуют в его гостиницах и не питаются в ресторанах. То есть оставляют меньше денег. Именно так происходит с круизным туризмом – пассажиры возвращаются на теплоход, где уже приобрели услуги по питанию и проживанию?

– В принципе, вы правы. И мы надеемся, что временное сокращение возможностей для круизов по Волге подтолкнет людей к путешествиям на автомобильном транспорте. Это будет даже выгоднее для наших городов, поскольку повысит загрузку гостиниц и предприятий общественного питания.  А чтобы турист задержался, например, в Ярославле, мы разрабатываем предложения, которые охватывают и населенные пункты, находящие в радиусе 2-3 часов пути вокруг – ту же Кострому или Ростов.

Вообще, нужно не грустить о неприятностях, которые не можешь изменить, а использовать все имеющиеся возможности. Даже если к нам приехал экскурсант – уже нужно радоваться. Это ведь шанс завлечь его, превратить в туриста!  Например, коллеги в Суздале провели Праздник Огурца, который собрал в 10-тысячном городе 40 тысяч гостей. Сейчас они стараются переформатировать это мероприятие, сделав его двухдневным. Яркие примеры есть и у нас, рядышком. Так, село Вятское уже стало известно, как своего рода «музейная Мекка». И вот теперь активно развивается село Великое, но уже иначе – как «Мекка гастрономическая», где каждому туристическому объекту должны быть присущи свои кулинарные особенности. Это правильный путь, успех в нашем бизнесе строится на позитиве, на новизне, разнообразии и индивидуальности предложений.

По материалам Информационно-туристического агентства (ИТА) «Ярославль – Столица Золотого Кольца»

Недавние